Драчуны и задиры

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 61 им. Н.М. Иванова"

 

Драчуны и задиры

 

 

ДРАЧУНЫ И ЗАДИРЫ, ИЛИ НЕМНОГО О ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

Агрессивность – довольно распространенное явление среди детей младшего школьного возраста. Часто можно наблюдать, дети, которые задирают друг друга по малейшему поводу, а то и вступают в драку, изо всех сил нападая на своих сверстников, еще несколько минут были друзьями. При этом в этом возрасте детские ссоры не обязательно всегда заканчиваются дракой. И через некоторое время ссора проходит сама собой. В этом возрасте дети демонстрируют вербальную агрессию, «уничтожая» своего соперника с помощью слов. Во всех случаях мы имеем дело с проявлениями детской агрессивности.

По мнению психологов, агрессивность – это черта личности, определяющая осознанное, имеющее под собой какую-либо причину деструктивного поведения, противоречащее нормам и правилам взаимодействия людей, наносящее вред объектам нападения (как одушевленным, так и неодушевленным), приносящее физический вред людям (отрицательные переживания, состояния страха, напряженности, подавленности).

Агрессивность – как черта личности может быть характерна и для мальчиков, и для девочек. Агрессия может проявляться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций, возникающих в процессе общения, но иногда она проявляется без видимой причины. Маленькие живодеры начинают бить палкой собаку, тянуть за хвост кошку, то есть проявляют агрессию  в отношении тех объектов, которые не наносят, да и не могут  нанести им вреда.

 

ПРИЧИНЫ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ:

1. Форма протеста противодействий и отношения к нему взрослых. Подумайте, достаточно ли уделяете время своему ребенку, часто ли его ругаете, объективны ли к нему, если наказываете? А  может быть, в вашем доме часто возникают ссоры (ведь когда вы ссоритесь в присутствии ребенка, вы тоже проявляете агрессивность). «Если мама и папа ведут себя так, значит, и я тоже могу делать это!» В этом возрасте значительная часть поведения основана на  механизме подражания.

 Отождествляя себя с тем, кого он любит и уважает (в школьном возрасте,  как правило, это родители и учителя), стараясь быть таким же, как этот человек, ребенок начинает подсознательно копировать образцы и способы его поведения, взаимодействия с другими людьми. Это один из основных законов формирования социального поведения ребенка.

2. Научно обосновано существование связи между проявлением у ребенка агрессивности и стилем его воспитания в семье. Если  родители проповедуют авторитарное воспитание. Строго наказывают ребенка за любое непослушание и любое проявление упрямства, ребенок начинает скрывать свой гнев в присутствии родителей и вымещает его на более «слабые» объекты (младших детей, животных и т.п.). Попустительское отношение к ребенку, когда родители непоследовательны в своем отношении и требованиях к нему, мало уделяют ребенку внимания, также приводит к появлению агрессивных черт. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, стремятся,  во что бы то ни стало привлечь к себе внимание взрослого. Нередко используя для этого агрессивное поведение. Аналогичная причина проявления агрессии наблюдается и у детей, чьи родители не уверены в себе, склонны во всем уступать и потакать своему ребенку. Такие дети, помимо привлечения к себе внимания, используют агрессию для того. Чтобы добиться от родителей выполнения своих желаний.

Ребенок чувствует, что при определенных условиях мама и папа выполнят все его требования, что он всегда может начать капризничать и рассердиться на родителей, повлияв тем самым на характер принимаемого ими решения: купить или не купить, разрешить или не разрешить и т.п.

Чтобы определить причины проявления агрессивного поведения своего ребенка, необходимо, прежде всего, определить, а не сами ли мы провоцируем у ребенка подобное поведение, попытаться разобраться в себе и при необходимости изменить характер взаимодействия с ребенком.

Огромное значение для формирования агрессивных проявлений имеет популярность ребенка в среде сверстников. В младшем школьном возрасте для получения признания и популярности в детской группе особое значение имеют интеллектуальное развитие ребенка, его физическое развитие  и сила (для мальчиков), привлекательный внешний вид и красивая одежда (для девочек), умение придумывать и организовать какое-нибудь дело или игру. Если ребенок чувствует, что другие дети отвергают его и  не признают его авторитет, что он не может с помощью адекватных средств обеспечить себе желаемое положение в классе или дворовой компании, он стремится другими путями завоевать лидерские позиции, расчищая себе «место под солнцем» с помощью кулаков. Его агрессивное поведение может быть следствием переживаний, связанных с обидой, нанесенной другими  детьми. Оно возникает в ситуациях общения с ними и направлено против того, кого ребенок считает причиной своих неудач.

 

Рекомендации:

·         Старайтесь не проявлять при ребенке признаки агрессии, не ссориться со своими близкими и друзьями, не проявлять признаки усталости и раздражения;

·         Не кричите на ребенка, старайтесь решать все возникающие проблемы мирно, слушайте ребенка, уважайте его мнение и личное достоинство, сообщайте ребенку о своих чувствах и желаниях, при принятии решения соотносите свои и его потребности;

·         Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки его гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет его и центр внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет;

·         Если вы чувствуете, что ребенок вот-вот «взорвется», дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию. Сместить ее на другие объекты: поколотить подушку, нарисовать человека или предмет, который разозлил его. Такой способ вымещения гнева будет реально способствовать снижению агрессивности ребенка в настоящий момент,  и поможет ему стать более спокойным в общении с другими детьми;

·         Старайтесь предвидеть и предвосхитить события, которые могут стать причиной проявления агрессии, помогайте ребенку урегулировать свои отношения с друзьями и учителями, обсуждайте вместе с ним все возникающие проблемы и сложности;

·         Уделяйте больше внимания своему ребенку. Дайте ему возможность почувствовать, что вы всегда, несмотря ни на что, любите, цените и принимайте его. Не стесняйтесь лишний раз обнять и приласкать ребенка. Пусть он видит, что он нужен вам и важен для вас.

Дата последнего обновления страницы 29.09.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения